онлайн-курсы по фотографии для новичков и профессионалов | Фотошкола Contentography

Всё, что важно знать об отраженном свете в фотографии:

что это такое, как и где использовать, плюсы и минусы, примеры и схемы

15 июня 2022
Время прочтения — 10 минут

Один из удобных для съемки типов света — рассеянный свет в облачную погоду. Большинство начинающих предпочитают снимать именно с таким светом: нет перепада по яркостям, заполненные тени, мягкий светотеневой рисунок. 

Отсюда исходит и вторая любимая “схема” — съемка со светом от окна. 

В обоих случаях источник света — это облачное небо, которое как огромный софтбокс, который дает мягкое освещение. 

Но съемка с естественным светом может быть непредсказуема из-за погоды и изменчивого света. Например, если выйдет солнце, то в световом рисунке будет прямой свет или рефлексы от цветных поверхностей. 

Если мягкий и приятный свет по всей сцене нужен в течение всего дня, можно работать с софтбоксами. Но и тут есть ограничения — для получения настолько же равномерно освещенной мягкой картинки нужны большие источники света, а насадки нужного размера есть не в каждой студии. Здесь приходит на помощь умение работать с отраженным светом.

Содержание

Что такое отраженный свет и какие виды отражений бывают

Отражение — способность света полностью или частично отражаться от поверхности.

Зеркальное отражение — свет, который падает на поверхность и отражается в виде пучка. Бывает от полированных и зеркальных поверхностей, имеет более четкие границы светового пятна.

Рассеянное отражение — пучок света, который отражается на поверхности во всех направлениях. Такое отражение бывает от матовых, шероховатых и рельефных поверхностей. Не имеет четких границ.

Разница зеркального и рассеянного отражения схематически
онлайн-курсы по фотографии для новичков и профессионалов | Фотошкола Contentography

Отражая свет от поверхности, мы делаем источником света всю эту поверхность. Белый флаг, студийный фон, потолок или целая стена — и вот огромный источник света в нашем распоряжении. А за счет того, что свет сделан в условиях студии, он полностью подконтролен фотографу, и можно не беспокоиться о непредсказуемых погодных изменениях.

Примеры фотографий с отраженным светом

Фото учеников курса Contentography “Сложный свет” из домашнего задания первого урока, посвящённого отражённому свету.

онлайн-курсы по фотографии для новичков и профессионалов | Фотошкола Contentography

Работы учеников Contentography

Где можно использовать отраженный свет

Буквально везде — от студийных портретных съемок и фэшн-историй до съемок на локациях. Отраженный свет подходит и в качестве заполняющего при работе с любыми другими типами света, а еще помогает сгладить неровности циклорамы и облегчить себе жизнь на постобработке.

Что нужно для работы с отраженным светом

  • 1.

    Студия с белым потолком высотой 4-5 метров для равномерного отражения и светлыми стенами.

  • 2.

    Несколько белых и черных флагов.

  • 3.

    Простые рефлекторы на моноблоки или любые жесткие насадки, которые собирают световой пучок и не дают свету сильно разлетаться по сторонам.

Следите за паразитным жестким светом, чтобы он не попадал на модель или стены. Избегайте работы с полностью “голым” источником.

Преимущества работы с отраженным светом

  • 1

    Просто, быстро и равномерно освещает модель и локацию.

  • 2

    Сглаживает неровности кожи, буквально “ретушируя” ее уже на самой съемке: модели можно не переживать о направлении света.

  • 3

    Сглаживает неровности циклорамы и помогает мягко засветить фон при верно подобранной мощности источников.

  • 4

    Выглядит естественно и чисто, хорошо работает как заполняющий свет.

  • 5

    Помогает добавить интересных рефлексов при работе с другими типами света.

  • 6

    Удобен при работе в небольших помещениях, в которых нельзя расставлять много источников света.

Минусы отраженного света: вы просто не умеете его готовить

  • 1.

    Не в каждой студии есть белый потолок достаточной высоты. С низким потолком тоже можно работать, но свет будет не таким равномерным.

  • 2.

    С темным потолком и стенами придется выкручиваться за счет белых флагов, установки вспышек или постановки дополнительного белого фона, от которого можно отражать свет.

  • 3.

    Не везде есть насадки-рефлекторы, необходимые для работы с отраженными светом. Поэтому заранее узнавайте о доступном оборудовании в студии.

C чего можно начать работу с отраженным светом

  • 1
    Для начала две вспышки разворачиваем в потолок и поднимаем над головой модели.

Свет будет бить в потолок отражаться от него, и равномерно освещать всю сцену, убирая лишние тени. Чем больше белых и светлых поверхностей в зале, тем больше переотражений будет и тем светлее и ровнее получится кадр. Можно начать со средней мощности источника и далее варьировать по собственному вкусу.

Разверните 2 вспышки в потолок и поднимите над головой модели

Базовая схема отраженного света: 2 источника в потолок

Совет. Можно отражать свет не только от белых поверхностей, но чем темнее объект, тем меньше от него будет отражение света (а от цветных объектов появятся цветные рефлексы на модели). Например, белый потолок отразит больше света, чем серый, и при работе с серым потолком придется увеличить мощность источника.

Мягкость света зависит от размера источника, а здесь мы делаем источником света всю поверхность потолка. Точно так же мы можем отражать свет и от стен, от пола и от флагов, выставляя их в нужном месте относительно модели. Свет от потолка будет повторно переотражаться, и это можно использовать для создания нужного светового рисунка.

Как зависит мягкость и контрастность света от расположения источника

Разница мягкости света

Двигая источник света относительно отражающей поверхности ближе или дальше, мы можем контролировать и степень контрастности света. Чем меньше источник света (световое пятно на отражающей поверхности), тем менее мягкий свет

Совет. Если от белой стороны флагов свет отражается, то черная сторона флагов лишние переотражения убирает. Поставьте флаг черной стороной ближе к модели, и увидите, как с этой стороны появляются более глубокие тени.

  • 2
    Корректируя мощность приборов и расстояние от отражающей поверхности до модели, можно оставлять какой-то источник света заполняющим, а какой-то выводить на роль рисующего.

Допустим, мы хотим добиться такого же мягкого света, как свет от окна, но должны сделать равномерно освещенное фото в полный рост. Оставляем заполнение от потолка и добавляем отраженный свет в стену или в “книжку” из флагов.

Схема для создания мягкого света

Отраженный свет, схема света базовая + “книжка” под 45 градусов

Схема для создания мягкого света

Схема отраженного света. Боковой + базовая

Совет. Включите пилотный свет и смотрите на размер светового пятна на поверхности, от которой вы хотите отражать свет. Пятно должно быть максимально большим — чем от большей площади отражается свет, тем он мягче и равномернее. Чем меньше световое пятно, тем менее мягким будет свет.

  • 3
    Экспериментируйте и ставьте источник на разный уровень и высоту, меняйте мощность.

Таким образом можно добиться мягкой картинки с красивым светотеневым рисунком и без проблем сымитировать естественный рассеянный свет.

Совет. Следите за ровностью света. Если в кадре получаются ненужные градиенты, попробуйте отодвинуть сетап дальше от стены, поднять источники выше или отвернуть чуть в сторону.

  • 4
    Если хотите снимать с естественным светом, добавьте вспышку на отражение в потолок или стену, подобрав мощность источника так, чтобы не перебивать дневной свет.

В итоге — ровно заполненные красивые тени, полностью под вашим контролем.

Совет. Иногда минимальная мощность источника все равно перебивает естественный свет. Для уменьшения мощности можно либо использовать нейтральные серые фильтры (можно попросить у админа студии, либо купить несколько личных в любом крупном фотомагазине или даже на алиэкспресс), либо, при отсутствии фильтров, надеть на источник софтбокс и так же отвернуть в стену или потолок (софтбокс “съедает” часть света, тем самым помогая немного погасить мощность источника)

Главное про отраженный свет:

  • 1

    Отраженный свет легко ставить и он подойдет и для коммерческих, и для творческих съемок.

  • 2

    Для съемки с отраженным светом нужна студия с белыми потолком и стенами, белые и черные флаги, простые рефлекторы на моноблоки или любые жесткие насадки.

  • 3

    Такой свет легко воспринимать и использовать: модель может двигаться и свет будет почти таким же.

Узнать о курсе больше и записаться можно по ссылке.