Как работать с непрофессиональными моделями, чтобы они свободно двигались и не стеснялись камеры
Представьте, что вы пришли на съемку с непрофессиональной моделью, поставили ее перед камерой, а она спрашивает: «Как лучше встать?» Вы провели съемку, обработали снимки и модель озадачила другим вопросом: «У меня тут нос большой. Можешь не выкладывать эти фото?» От ответа на эти вопросы будет зависеть судьба всей съемки.
О том, как помочь человеку без опыта съемок раскрыться и органично расположить его в кадре, рассказал Светослав Велесов, фотограф и арт-директор с пятилетним стажем, автор снимков для Elle, L’officiel, Shon, и других. А консультант по авторским правам Аркадий Хофманн поделился, как избежать отказа от публикации итоговых снимков.
Светослав Велесов — методолог курса школы Contentogrpahy, снимает для брендов одежды и модных журналов.
Аркадий Хофманн — эксперт Contentogrpahy, консультант по интеллектуальной собственности
- Тщательно продумайте формат съемки
- Найдите модель
- Напишите о съемке так, чтобы вас поняли с первого сообщения
- Общайтесь с моделью
- Помогите модели расслабиться
- Не бойтесь вызывать модель на эмоции
- Ищите гармоничные позы и ракурсы
- Будьте готовы к тому, что модели могут не понравиться снимки
- Обсуждайте формат использования снимков заранее
- Ключевое про работу с непрофессиональной моделью
Тщательно продумайте формат съемки
Определитесь, что именно хотите снимать. Это может быть портрет, репортаж или креативная съемка. Пригласить непрофессиональную модель посниматься — не то же самое, что предложить пойти выпить кофе. Съемка может быть непривычным делом для человека без опыта, поэтому, чтобы все прошло комфортно, подготовьтесь заранее.
Предложите снимать на улице. Человек может особенно смутиться, если его первая съемка пройдет в студии, так как это замкнутое и непривычное место. На улице непрофессиональная модель, возможно, почувствует себя спокойнее, а фотограф не будет ограничен строгим таймингом, ведь не придется платить за аренду.
Найдите модель
Начинающим фотографам лучше снимать знакомых, которые готовы довериться и не станут обижаться, если вдруг снимки получатся неудачными. А незнакомых людей для съемки советуем искать в следующих местах:
● Специальные TFP-группы. Time for print — формат, при котором начинающий фотограф объединяется с начинающей моделью. Каждый обменивается опытом и получает актуальные для обоих снимки. Такие TFP-сообщества есть в ВКонтакте — вот группа для жителей Петербурга и для жителей Москвы. Можно также искать модель на Фейсбуке и в Телеграме — чаты для петербужцев и москвичей.
● Инстаграм. Это могут быть знакомые ваших знакомых или просто интересные лица из вашего города.
● Где угодно. Вы можете встретить потенциальных моделей везде: по дороге домой или в магазин, в метро или в музее. Тут все зависит от того, насколько вы открыты и готовы к спонтанному живому общению. Многие переживают, что незнакомые люди откажут в съемке. Это правда так, но люди скорее склонны сказать «да», потому что съемка — это интересное занятие, все хотят быть в кадре и видеть себя красивыми.
Многие переживают, что незнакомые люди откажут в съемке. Это правда так, но люди скорее склонны сказать «да». Съемка — это интересное занятие, все хотят быть в кадре и видеть себя красивыми.
Напишите о съемке так, чтобы вас поняли с первого сообщения
Пишите подробно. В сообщении укажите, что именно хотите снять: статичные кадры или яркие эмоции, — расскажите про локацию и прикрепите мудборд.
Будьте честными с самого начала и обсуждайте все важные моменты. Если снимаете в студии и планируете разделить оплату, предупредите модель. Если это НЮ-съемка, не увиливайте и пишите об этом сразу. Некоторые фотографы стесняются своих желаний и говорят, что будут снимать портреты, а потом предлагают раздеться, и получается манипуляция.
Не игнорируйте человека, отвечайте вовремя и вежливо. Модель должна почувствовать себя комфортно еще на этапе переписки.
Общайтесь с моделью
Уделите время на знакомство с человеком в пути до локации. Спросите, чем занимается модель, расскажите о себе и обсудите нейтральные темы. Например, новый альбом Билли Айлиш, фильм Серебренникова или последнюю обложку Vogue. Во время диалога человек расслабится, а вы плавно подготовите его к съемке.
Не теряйте контакт с человеком на протяжении всей съемки. Если снимающий молчит, модели становится некомфортно, и она может зажиматься. Поэтому, если не знаете, о чем говорить в процессе, попробуйте комментировать то, что делаете прямо сейчас: расскажите, какие кадры получаются, и сделайте комплимент. Так вы не бросаете человека перед неизвестностью за объективом и держите его интерес, а когда модель вовлечена, она смотрится живой и естественной в кадре.
Спросите, чем занимается модель, расскажите о себе и обсудите нейтральные темы. Например, новый альбом Билли Айлиш, фильм Серебренникова или последнюю обложку Vogue. Во время диалога человек расслабится, а вы плавно подготовите его к съемке.
Помогите модели расслабиться
Сбросьте зажимы с тела. Чтобы расслабиться, предложите немного побегать или попрыгать, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
Чтобы модель не просто сидела или стояла перед камерой, попросите дотрагиваться до любых частей тела
Сразу показывайте снимки. Бывает, что фотограф просит встать боком, а человек говорит, что так будет виден его некрасивый нос. Если показать человеку снимки в процессе, он убедится, что прекрасно выглядит, и от этого почувствует себя свободнее. Но если человек все равно не может расслабиться, поставьте перед ним зеркало: так он будет чувствовать контроль над ситуацией и сможет органично позировать.
Не забывайте об отдыхе. Человек без опыта в съемках быстро выматывается, поэтому спрашивайте каждые полчаса, не устала ли модель, не хочет ли она выпить воды или перекусить. Если не успеваете доснять задуманное, разделите съемку на две части: между скоростью съемки и качеством снимков лучше выбирать второе.
Правильно общаться с клиентом на каждом этапе съёмок – целое искусство. Но ему можно научиться. Профессиональный фотограф и эксперт Contentography Юлия Бородина специализируется на коммерческой фотографии и работе с частными клиентами, особенно с теми, кто никогда не снимался.
На её курсе “Женский портрет” подробно разбираются все приёмы и особенности коммуникации с клиентами, чтобы каждый фотограф смог научиться понимать желания модели, зажигать огонь в глазах людей и выйти на новый уровень в профессии.
Не бойтесь вызывать модель на эмоции
Включите модель в игру. Например, чтобы человек показал задумчивый взгляд, достаточно попросить повторить таблицу умножения в голове: модель будет смотреть вдаль и покажется, что ее мысли как будто не здесь.
Для брутального взгляда в кадре погрузите модель в ситуацию: она детектив и расследует убийство
Чтобы вызвать неоднозначные эмоции, придумывайте разные ситуации. Сначала вы просите человека представить, что он ушел в отпуск. А потом говорите, что ему не выплатили отпускные. Во взгляде человека остаются горящие глаза с особой тенью задумчивости. Спектр неоднозначных эмоций широк, и все зависит от фантазии фотографа.
Неоднозначными эмоциями могут быть удивление, радость или ярость
Ищите гармоничные позы и ракурсы
Не просите человека позировать. Модель будет органична в кадре тогда, когда ей комфортно. Поэтому в начале съемки предложите сесть или встать так, как удобно, общайтесь, наблюдайте модель через камеру и ищите выгодный ракурс.
Уделяйте внимание глазам и рукам. Глаза — зеркало души, а руки выдают напряжение. Если человек почувствует дискомфорт, он сожмет руки, схватит голову или коленку. Чтобы поза была открытая и свободная, руки не должны пересекаться. То есть правая рука — с правой стороны и левая — с левой. То же самое касается ног: не нужно делать из них узлы.
Если вы снимаете портрет, то руки могут не входить в кадр. Но если в объективе все тело, не обрезайте ладони
Управляйте взглядом модели. Повернитесь вокруг себя: в студии есть лампы, предметы интерьера и окна. На улице — дома, деревья и фонарные столбы. Чтобы взгляд человека не терялся, просите смотреть на конкретный предмет.
Избегайте торчащих локтей, ног и рук. Старайтесь поставить человека в кадре так, чтобы его силуэт был плавным.
Чем плавнее линии тела, тем гармоничнее выглядит человек
Ищите позы и ракурсы, которые сделают человека гармоничным в кадре. Модель может признаться, что комплексует из-за своих ног или фигуры. Чтобы ее силуэт выглядит вытянутым, снимайте немного снизу. Так нижняя часть тела будет длиннее туловища.
Подбирайте позы для каждой съемки заранее. Анализируйте все в процессе, и со временем выстраивать силуэт будет все проще и проще. Есть классические академические позы. Их полезно запомнить, чтобы сложилась картинка того, как можно поставить человека. Но фотограф, как художник, должен видеть красоту в разных людях, и не надо пытаться ставить всех в одни и те же позы. Профессия фотографа — учиться видеть разную красоту.
Будьте готовы к тому, что модели могут не понравиться снимки
Непрофессиональной модели могут не понравиться снимки. Начинающие фотографы не всегда понимают, как оценивать такую реакцию.
Учитывайте интересы обеих сторон, если это TFP-съемка. Вы находитесь примерно на одном уровне, а значит, получаете примерно одинаковые преференции после съемки.
Ищите компромисс на съемке. Например, фотограф хочет снимать что-то экспериментальное, а модель — получить портрет с цветами. Сделайте пару простых кадров, которые точно понравятся человеку. Вы не потратите на это много времени и удовлетворите запросы всех сторон. А потом снимайте то, что задумали.
Помните, что нельзя предугадать все. Непрофессиональные модели могут быть непредсказуемыми. Бывает так, что вы все обсудили и результат соответствует мудборду. Но модели все равно не нравится. В таком случае модель как участник обоюдного творческого проекта должна соблюдать договоренность. Проблема творческих съемок — люди могут быть необязательными, но с этим сталкиваются все. Такие форс-мажоры — важный опыт, который учит быть мобильным в неожиданных обстоятельствах.
Если это съемка в формате TFP, то вы должны учитывать интересы обеих сторон. Вы находитесь примерно на одном уровне, а значит, получаете примерно одинаковые преференции после съемки.
Обсуждайте формат использования снимков заранее
Модель имеет право запретить публикацию фотографий в двух случаях:
ст. 152.1 ГК РФ об «Использовании изображения гражданина»
Описание случая | Решение |
---|---|
№ 1. Съемка проходила на творческой основе, и модель не дала согласие использовать снимки с ее изображением | Получить письменное согласие до съемки. В документе нужно указать: ФИО фотографа и модели, паспортные данные модели, подписи всех сторон. Дополнительно в согласии можно указать: конкретные снимки, формат использования (только в интернете, печать на баннеры и пр.), территория (например, только наружная реклама в России), срок использования. |
№ 2. Модель получила оплату за съемку, но фотограф нарушил права использования. Например, начал печатать фотографии с моделью на рекламных баннерах, хотя в договоре указал, что будет публиковать их только в интернете. | Прописать в договоре об оказании услуг, где и как фотограф будет использовать снимки. |
Без согласия модели использовать фото с ее изображением нельзя. Исключением является ситуация, в которой модель позировала за плату.
Ключевое про работу с непрофессиональной моделью:
-
1Детально и заранее продумывайте формат съемки.
-
2Найти модель можно через TFP-группы, в Инстаграме или среди знакомых.
-
3Пропишите все детали съемки понятно, подробно и честно.
-
4Научитесь расслаблять модель на съемке, используйте разные приемы и будьте естественными.
-
5Модель имеет право запретить публикацию снимков только в двух случаях: если она изначально не давала на это согласие или фотограф нарушил право использования.
-
6Работа с непрофессиональной моделью — комплексный скилл. Изучайте позы, посещайте актерские тренинги, снимайте как можно больше разных непрофессиональных моделей, перенимайте опыт профессионалов.